?

Log in

No account? Create an account
  [ entries | archive | friends | userinfo ]           
   
  Idea F!X - навязываем ненавязчиво
[ наш сайт | www.ideafix.me ]
[ информация | livejournal userinfo ]
[ архив | архив журнала ]
О бедном копирайтере замолвите слово... [сент. 6, 2013|10:17]
Previous Entry Поделиться Next Entry

- Чем писатель отличается от копирайтера...
- Писателя покупают, чтобы читать; а копирайтера читают, чтобы покупать )))

Тему этого поста мы вынашивали очень давно. Сегодня разговор пойдет о самой недооцененной (в Чебоксарах особенно) профессии в рекламе. И если после прочтения этого опуса Вы решите взять себе в штат первого копирайтера, вместо очередного рекламного агента — мы будем считать, что ситуация на местном рекламном рынке начала меняться в лучшую сторону...

Один из наших любимых писателей Олдос Хаксли, однажды обжегшись на рекламе, написал следующее: «Гораздо легче написать несколько неплохих сонетов, чем одну эффективную рекламу...» Надеемся, Вы не будете спорить с человеком, который открыл для себя мескалин в 59 лет и описал свои ощущения в книге «Двери восприятия»? )))

Idea F!X pic Идея Фикс

Копирайтер — это тот самый человек, который пишет рекламные тексты. К ним относится все: описание товара / услуги; слоган; сценарий ролика; текст для сайта / буклета; статья для СМИ… У себя в агентстве мы пошли еще дальше, доверив этому «писателю рекламы» словесное описание наших проектов и даже переписку с клиентами. Просто мы хотим максимально отличаться от наших коллег (слово «конкуренты» нам не симпатично). А язык и его особенности — это такие же неповторимые вещи, как и отпечатки пальцев. Можно подделать логотип, украсть идею — но как скопировать стиль и почерк?  

Мы и сами не сразу пришли к пониманию и осознанию «силы слова». Словом можно убить, можно повести за собой полки, можно исцелить, а можно все разрушить... Но ведь словом можно и ПРОДАТЬ! Вернее так — ТОЛЬКО СЛОВОМ И МОЖНО ПРОДАТЬ! Но только правильным словом... Словом, которое ищут, как золотой самородок, перемывая тонны словесного песка.

«В начале было слово...» - написано в Библии. Действительно все в этом мире начинается со слова или слов: «Я тебя люблю!», «Вы приняты...», «А давай откроем свое рекламное агентство?», «Будем мочить в сортире!!!»... Реклама не исключение. Она тоже начинается с логоса. Копирайтер получает ТЗ (техническое задание) и легким движением руки (и мысли) преобразует его в ОС (основное сообщение). И только потом в работу вступает дизайнер, который старается обыграть слоган визуально. У нас в Чувашии пока все происходит с точностью до наоборот. Работа начинается с дизайнера, который находит в клипарте прикольную или просто подходящую картинку. Затем ее всем офисом (часто привлекая в этому занятию и самого заказчика) дружно подписывают... Работать таким образом — то же самое, что и одевать штаны через голову ))) 

На западе любой рекламный проект делают два человека: копирайтер и арт-директор. Мы не случайно поставили первым «копирайтера». Именно от его умения жонглировать словами и красиво расписывать (преподносить) идею на 99% зависит успех проекта. Картинки сами по себе ничего не продают. Даже самые казалось бы красивые и голые. Они как фотомодели, манят до первой произнесенной фразы. А потом их рот сразу хочется чем-нибудь заткнуть (пусть каждый сам решит в меру своей испорченности, чем именно)...  

А что происходит у нас? У нас рекламой занимаются все кто угодно, только не копирайтеры. Сами бизнесмены, менеджеры, дизайнеры и креативщики... О последних хочется сказать особо. Этих бездельников интересует только самопиар и собственные амбиции. Да заказчиков им нет никакого дела. Алгоритм их работы — «ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ О РЕКЛАМЕ ВСЕ ГОВОРИЛИ!!!» Именно про творчество таких «специалистов» Огилви говорил: «Если говорят о рекламе, это плохая реклама. Если говорят о товаре, который она рекламирует, это хорошая реклама…» 

Креативщиков работоспособность рекламы волнует в последнюю очередь. Свое вдохновение они черпают с сайта ADME.RU и других подобных буржуйских сайтов. Нам довелось общаться с некоторыми представителями этой бесполезной (и даже вредной) профессии. Они приходили к нам в офис, выкладывали на стол якобы свои идеи в виде эскизов и молча ждали восторженных комментариев. Это безмолвие нас сильно напрягало. Пока мы не нашли ему логического объяснения: «Очень трудно описать чужую идею своими словами, не зная ЧТО, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ...» (((

Копирайтер в отличие от креативщика способен так словесно оформить свой проект, что его будет просто невозможно не купить ))) Ведь только тот, кто идею «рожал» - может ее вкусно подать. Только настоящий «папаша» (или «мамаша») может целый час нахваливать свое рекламное чадо... А на воре и шапка горит! Поэтому, если Вы хотите заполучить себе хорошего клиента, то первым делом запускайте к нему не менеджера (который все сразу испортит своей тупой до безобразия фразой: «А какой у Вас рекламный бюджет?»), а копирайтера. Это он будет решать в какой стилистике выполнить буклет, под каким слоганом стартовать рекламной кампании, с какой миссией выйти на рынок новой фирме... 

Вы скажете: «Неправда! У нас есть копирайтеры... Ведь на щитах и в макетах что-то же написано... А если есть надписи, значит есть и люди, которые сделали их...» Позвольте не согласится с Вами. Что чаще всего можно прочесть в местной рекламе? «Самые дешевые цены», «качественные товары», «огромный выбор», «у нас распродажа», «скоро открытие» - вот ходовые надписи на чебоксарских улицах. И они же самые бесполезные ((( Самый известный копирайтер в мире (автор книг «Научная реклама» и «Моя жизнь в рекламе») Клод Хопкинс придерживался такого справедливого мнения: «Человек не воспринимает банальности и общие места. Они влетают в одно ухо и вылетают из другого. Сказать «лучший в мире», «самая низкая цена» и т. д. значит не сказать ничего. Превосходные степени только вредят...»

Кстати, мы бы ввели в обиход новое словечко «кУпирайтер». Потому что именно этот человек заставляет покупать рекламируемый товар. Хороший кУпирайтер, как хороший менеджер: выпятит достоинства товара, заретушировав его недостатки. Он не будет работать с возражениями, он просто так распишет вашу кормилицу, что Вы, подобно деду из старого мультфильма «Как старик корову продавал», воскликните: «Такая корова нужна самому!!!»   

Как становятся копирайтером? Молча... И это не шутка ))) Копирайтерами становятся в тишине библиотек (сейчас их заменяют электронные книгохранилища). Только читая книги можно полюбить язык. И только полюбив язык можно научиться пользоваться им во благо заказчиков. Но хотим сразу предостеречь всех, кто решил начать зарабатывать на хлеб насущный с помощью программы Word. Боже Вас упаси следовать по стопам Вавилена Татарского из культового романа Виктора Пелевина Generation «П». Поверьте, время «мухомороедов» уже давно закончилось. Современные рекламные текста пишутся на трезвую голову и с ясным рассудком. Как, например, был написан и этот пост ))) Пишите рекламу, господа!

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: the_elef
2013-09-06 12:08

(Link)

после прочтения даже захотелось стать копирайтером)

© 2009 сделано в Idea F!X